Сайт Кирилла Лёвкина
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 23.10.2017, 12:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Интервью с актёрами
Интервью с руководителями
Театральные обзоры
Театральная критика
Наш опрос
Чему следует посвещать больше внимания на сайте Кирилла Лёвкина?
Всего ответов: 190
Главная » Статьи » Мир театра » Театральная критика

Новая жизнь известной рок-оперы
Честно говоря, я никогда не считал себя театральным критиком и если раньше и писал рецензии и отзывы на спектакли, то только по просьбе своих друзей – артистов, режиссеров, пресс-секретарей. Театральный жанр – очень сложный и многоплановый. Кроме того, сегодняшние реалии исказили этот жанр, пожалуй, больше других (ну за исключением эстрады, давно шагнувшей за рамки профессионализма и вкуса). Современные последователи Станиславского вынуждены сталкиваться с проблемой поиска финансирования и решением вопроса, откуда брать деньги на зарплату актёрам, вот и плодят коммерческие антрепризы, которые крайне далеки от искусства. В то же время есть академические театры, хорошо финансируемые из бюджета страны или региона, и живущие застарелыми формами – не только неинтересными, но и непонятными современному зрителю.

Публика сейчас очень непростая – зритель устал от жизненных проблем и в театр идёт не развивать свою духовность и поднимать уровень эстетического воспитания, а отдыхать. Совместить отдых и удовольствие зрителя с содержательной частью постановки, что-то дать, чему-то научить зрителя, а не только повеселить его, сегодня удаётся единицам.

Впрочем, такие единицы есть – и это главное! Вот, к примеру, недавно мне удалось увидеть гармоничное сочетание прекрасного либретто, написанного по исторической теме, хорошей, качественной игры актёров, тонко передавших чувства любви, разлуки и патриотизма, талантливой режиссёрской работы и гениальной музыки.

Спектакль «Юнона и Авось» я видел в двух версиях – в постановке «Ленкома» и в постановке петербургского театра «Рок-опера». Причём «ленкомовскую» постановку я посмотрел как с Николаем Петровичем Караченцовым, так и с Виктором Раковым в главной роли.

Конечно, в 1981 году постановка Марка Захарова выглядела настоящим прорывом – история о «сведении» Америки и России, полузапретная церковная тема на сцене и прекрасные голоса молодых ленкомовских звёзд не могли не произвести впечатление. Но сейчас эта постановка смотрится как тяжеловесная мрачная трагедия, с которой лично мне оба раза очень хотелось уйти, не дождавшись конца. И высидеть до «Аллилуйя любви» эту тяжёлую вещь меня заставляло только понимание того, что если я уйду, впечатление будет неполным. Полное же впечатление, как и половинчатое, было очень мрачным, отягощающим и не оставляющим ничего светлого, зато оставляющим абсолютное отсутствие желания посетить спектакль ещё раз. Появление нового исполнителя роли графа Резанова, как Вы поняли, моё впечатление от постановки «Ленкома» ничуть не изменило.

Спектакль театра «Рок-опера», как и сам театр, длительного описания не достоин. Скажу коротко: все его спектакли, что я видел, на мой взгляд, выглядят ортодоксально – сейчас так уже не ставят.

И вот совсем недавно меня пригласили посмотреть спектакль «Юнона и Авось» в постановке Театра Алексея Рыбникова. Честно могу сказать, я не ожидал, что авторская постановка так может изменить спектакль.

Гениальная музыка Алексея Рыбникова, вечно актуальное либретто Андрея Вознесенского – они ведь были и у «Ленкома», и у Театра «Рок-опера». Но посмотрев «Юнону и Авось» Театра Рыбникова я понял, что никто так не чувствует своё произведение, как автор. Спектакль смотрится на одном дыхании и идёт всего полтора часа без антракта. Рыбников убрал из спектакля всё «лишнее», оставив нетронутым главное – музыку и чувства героев. Нет длинных диалогов, нет сцен со сложными решениями, нет, кстати, и эротических сцен, что делает постановку доступной для всех возрастов.

Музыкальные композиции перетекают из одной в другую, прекрасные голоса Валерия Анохина, Натальи Крестьянских, Ивана Агафонова и других солистов Театра позволяют по-новому услышать знакомые с детства песни, но главное – спектакль оставляет светлое позитивное впечатление. Выходя из зала, зритель не чувствует грусти и тоски, мрачного подавленного настроения  и забывает, что это была трагедия! Но ведь сколько важных насыщенных противоречивых эмоций испытал я как зритель на этом спектакле! Уверен, то же самое было с каждым. А это значит, что вечер в ДК им. Горького был проведён не зря!
 
На мой взгляд, Алексей Рыбников вдохнул новую жизнь в своё творение. Каждое произведение требует новых постановок, новых прочтений, новых ракурсов, чтобы оно имело длинную жизнь, ведь спектакли рано или поздно устаревают. Литературные и музыкальные произведения могут жить вечно.  Авторское прочтение «Юноны и Авось» Театра Рыбникова, безусловно, позволит спектаклю обрести новое дыхание и радовать ещё не одно поколение зрителей.

Кирилл Лёвкин,

Kulto.ru

 

Старая опера на новый лад

Чтобы быть до конца объективным я попросил поделиться своим мнением коллег-журналистов, тоже посмотревших спектакль «Юнона и Авось» Театра Алексея Рыбникова.

Алла Ларионова, еженедельник «Телевидение.Радио»

Я, конечно же, видела две другие постановки «Юноны и Авось» – и могу сказать, что «Ленком» создал самую монументальную вещь. Но со спектакля Театра Рыбникова я уходила в полном восторге. Такой лёгкости восприятия, такой гармонии, такого просмотра «на одном дыхании» в «Ленкоме» теперь нет. Обязательно порекомендую друзьям и коллегам посмотреть эту постановку.

Елена Харламова, «Стрела»

Я ходила на спектакль с шестилетней дочкой и могу сказать: девочка не устала, а в конце спектакля сказала: «Мама, давай сходим ещё раз».

Михаил Крылов, радио «Петербург»

Гениальная музыка Алексея Рыбникова достойна только восхищения, но драматургии мне не хватило.  Я бы поспорил с рядом решений режиссёра. Для того чтобы понять эту постановку нужно хорошо знать первоисточник, многие ключевые сцены в этой постановке отсутствуют, что делает впечатление неполным.

Геннадий Минькович, радио «Открытый город»

Я бы не стал сравнивать постановку «Ленкома» и Театра Алексея Рыбникова – это разные жанры: «Ленком» – драматический театра, Театр Рыбникова – музыкальный, поэтому разные решения. Оба спектакля хороши по-своему.

Даниил Сегаль, еженедельник «Телевидение.Радио»

На мой взгляд, у Театра Рыбникова прекрасные вокалисты. Любая его постановка – это наслаждение для искушённого музыкального зрителя. Но я бы рекомендовал расширить постановку, добавить важные сцены для лучшего понимания. Не все, кто придут на спектакль Театра Рыбникова смотрели «Ленкомовскую» постановку или читали либретто Вознесенского. Сцена ночи любви Кончиты и графа Резанова, очевидно, скомкана, не доиграна, а это ключевая сцена спектакля!

Категория: Театральная критика | Добавил: lyovkin (12.07.2012)
Просмотров: 1675 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Kirill Lyovkin © 2017