Сайт Кирилла Лёвкина
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 23.10.2017, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Оценка персонала
Статьи об оценке персонала.
Статьи на различные темы
Очерки разных лет на различные актуальные темы
Наш опрос
Чему следует посвещать больше внимания на сайте Кирилла Лёвкина?
Всего ответов: 190
Главная » Статьи » Очерки » Оценка персонала

Что такое аттестация?
Аттестация в бытовом понимании - это некое мероприятие, благодаря которому физическое лицо может получить желаемую работу или прибавку к жалованию. Что такое аттестация на самом деле мы рассмотрим ниже:

Любая компания – это многоуровневая система, состоящая из множества деталей (так или иначе, но всегда присутствует планирование, контроль, распределена ответственность, в наличии мотивация сотрудников). Вопрос в том, насколько сотрудники понимают все эти детали и каждый из них соответствует возложенным на него функциям, эффективно ли использование данного сотрудника или он будет полезнее в другом направлении и позволяет понять аттестация персонала.

АТТЕСТАЦИЯ - это определение уровня соответствия знаний и квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией.

В некоторых Положениях об аттестации  Вы также можете встретить такую упрощённую формулировку:

АТТЕСТАЦИЯ – форма комплексной оценки сотрудника, на основе которой принимается решение о его соответствии занимаемой должности, дальнейшем служебном росте, повышении заработной платы, понижении заработной платы, увольнении.

Аттестация, как правило, проходит на основе экзаменационного (конкурсного) испытания и собеседования, во время которых Аттестационная комиссия проверяет квалификацию специалиста и определяет какой категории и должности он соответствует. При этом важна как экзаменационная (конкурсная) часть, так и собеседование! Но аттестация состоит не только из ответов на экзаменационные вопросы и разговора членов комиссии с проходящими аттестацию.

АТТЕСТАЦИЯ персонала позволит:

*выявить сферы управленческой деятельности, требующие развития и слабые стороны управления организацией, препятствующие полноценному развитию предприятия;
*разработать программу оптимизации рабочей силы;
*снизить риски при проведении организационных изменений;
*определить степень соответствия каждого аттестованного специалиста его должности;
*оценить эффективность образовательных программ, курсов, семинаров, тренингов для персонала;
*понять каждому отдельно взятому работнику может ли он претендовать на более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу;
*руководителю предприятия сделать оргвыводы в отношении оценённого персонала (повышение/понижение заработной платы, перевод,  выговор, увольнение).

Но всё это возможно при правильном проведении аттестации. Типичные ошибки при проведении аттестации возникают из-за непонимания, что такое аттестация.

     Аттестация - это не экзамен. Частная компания по перевозкам решила провести аттестацию методом письменного экзамена, включающего Правила дорожного движения и стандарты сферы обслуживания. Как это часто бывает – лучше всего Правила дорожного движения знали водители, попадавшиеся инспекторам ГИБДД на нарушениях и даже имевшие в своей биографии несколько месяцев лишения прав, а лучше всего стандарты сферы обслуживания знали те телефонисты, на которых жаловались клиенты. Первые в зубрёжке и списывании не всегда первые в сфере обслуживания!
     Аттестация – это не психологический тренинг. Многие компании приглашают известных психологов для проведения тренингов и оценки персонала методом составления психологического портрета. Психологи, отвлекая от работы персонал на 3-5 дней составляют сюрреалистичный портрет, в котором никак не отражена реальная работа сотрудников.
    Аттестация – это не научная работа. Одна из крупнейших российских компаний решила провести аттестацию своего персонала. Для написания Положения об аттестации в компанию был приглашен профессор из Академии госслужбы, автор многих научных трудов по HR-менеджменту…. Но прекрасный теоретик из Академии госслужбы ничего не представляет о практической стороне крупного бизнеса, поэтому написанное им за большой гонорар Положение пришлось переделывать после первой же пробной аттестации 1% сотрудников.
     Аттестация – это не мода. Сейчас очень многие компании используют модные методики оценки персонала mystery shopping и 360 градусов, но первая методика построена только на восприятии клиентов, вторая на оценке сотрудниками друг друга. В погоне за модой не забудьте, что любая оценка имеет смысл, если она мотивирует работника постоянно повышать свою квалификацию. А при использовании вышеуказанных методов в сфере обслуживания, Вы можете быть уверены, если у Вас один продавец при предыдущей оценке соответствовал Вашим требованиям на 100%, то при следующей оценке у него будет меньший процент эффективности, а значит, Вы будете видеть не повышение, а понижение квалификации, что конечно, говорит о необъективности оценки.
     Аттестация – это не способ увольнения. Одна торговая компания, наигравшись в современные методики оценки персонала, которые не принесли ей должного результата повышения качества обслуживания, решила отказаться от них, и теперь оценивает только тех сотрудников, которым хочет пригрозить увольнением. Для этого компания проводит их принудительную аттестацию. При этом активно увольняя по итогам аттестации, компания пытается создать кадровый резерв, нужно же кем-то заполнять высвободившиеся вакансии! Но создание кадрового резерва без использования единого стандарта аттестации невозможно! Как Вы оцените человека, которого планируете принять на работу в будущем, если он не проходил аттестацию? Так и получается у этой компании замкнутый круг – берём на работу неоцененных сотрудников, не оцениваем их в процессе работы, но оцениваем, когда собираемся увольнять.
    Аттестация – это не собеседование. Аттестацию нельзя проводить путём разговора с одним человеком. Любой человек субъективен. Аттестация эффективна во-первых потому, что аттестовывает комиссия – группа людей, и чем их больше, тем меньший процент субъективности каждого влияет на итоговое решение, во-вторых аттестация имеет чёткие критерии, по итогам аттестации референта не примут на работу только потому что она красива и пришла на собеседование в короткой юбке.
    Аттестация - это не формальность. Очень многие государственные организации по-старинке проводят периодическую аттестацию сотрудников номинально, просто заполняя необходимые формы документов. Такой подход отнимает время у сотрудников, но ничего не даёт им, никак не стимулирует к повышению квалификации.

По аттестации написано много книг, научных работ, монографий, защищены кандидатские диссертации. Аттестация содержит в себе элементы экзамена и собеседования. Аттестация - может быть прекрасным психологическим тренингом для сотрудников, если к процессу аттестации привлекать профессионального психолога. Аттестация может служить причиной увольнения. Кроме того, мы не можем отрицать тот факт, что в определённый момент развития нашего общества аттестация персонала стала модной, а также то, что для кого-то она до сих пор остаётся формальностью. Но вышеприведённые примеры показывают, что нельзя использовать лишь одну часть аттестационного процесса или подходить к аттестации как к инструменту реализации узконаправленных кадровых задач. Аттестация - многопрофильная система оценки персонала, и часть аттестации не есть сама аттестация!

 Кирилл Лёвкин


Источник: http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=44108&sphrase_id=338525
Категория: Оценка персонала | Добавил: lyovkin (23.10.2010)
Просмотров: 460 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Kirill Lyovkin © 2017