Сайт Кирилла Лёвкина
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 09.07.2020, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Интервью с актёрами
Интервью с руководителями
Театральные обзоры
Театральная критика
Наш опрос
Чему следует посвещать больше внимания на сайте Кирилла Лёвкина?
Всего ответов: 191
Главная » Статьи » Мир театра » Интервью с актёрами

Николай Мартон: «Я был потрясен личностью Антуана де Сент-Экзюпери»
Николай Мартон: «Я был потрясен личностью Антуана де Сент-Экзюпери»

Народного артиста России Николая Мартона невозможно не узнать по его царственной осанке и горделивой поступи, по его галантной внешности и строгому взгляду. Те, кто видели Николая Мартона хотя бы раз на сцене Александринского театра, узнают его на петербургских улицах и в телевизионных сериалах даже со спины. Актёру Николаю Мартону не везло на главные роли в кино, но зато повезло с театральными режиссерами. Русские и французские императоры, полководцы и князья, классические герои Шекспира, Гоголя, Чехова, Пушкина и характерные персонажи Пристли и Гольдони в исполнении Мартона незабываемы!
На ленинградской – петербургской сцене он работает уже более 40 лет, и, наверное, не был бы нынешний театр Александринский Театра и его репертуар таким, каким мы знаем его сегодня, если бы в 1962 году в труппу театр по приглашению Леонида Сергеевича Вивьена не пришел бы работать украинский актёр Николай Мартон. Разные режиссеры, в разные времена ставившие спектакли на сцене этого театра, почитали за честь работать с актером Мартоном. Игорь Горбачев, Александр Галибин, Роман Смирнов, Владимир Воробьев, Валерий Фокин доверили Мартону главные роли во многих своих постановках. Недавно в спектакль «Дон Педро» Николая Мартона пригласил его коллега из Театра Комедии - народный артист России Михаил Светин.

- Мы не были близко знакомы с Михаилом Семеновичем до этой постановки, - рассказал Николай Сергеевич в нашей беседе, - хотя я и он - оба живем на Фонтанке, и наши театры находятся рядом, и вот однажды наши дороги сошлись на улице Зодчего Росси … Мы встретились, раскланялись, и вдруг он сказал, что у него есть пьеса, которую он хочет возобновить на сцене, ему нужен партнёр, и предложил мне прочитать пьесу молодого петербургского драматурга Сергея Носова. Я знал о существовании этого спектакля, знал, что он идет на различных петербургских сценах, но не видел постановки раньше. До меня в этой постановке играли Игорь Дмитриев и Александр Демьяненко. Один ушел из жизни, другой ушел из этой постановки, и сыграть после них казалось сложной задачей. Мне казалось, что я не подойду под ту роль, которая отводилась мне пьесой…. Но соблазн оказаться на одной сцене с выдающимся Михаилом Светиным был велик, и я согласился!
- «Дон Педро» единственная антерпризная постановка, в которой Вы играете?
- Да, я много занят в своем театре, и современные коммерческие антрепризы мне не интересны. Но вот совместная работа с Михаилом Светиным меня увлекла. Мы совпали, у нас получился удачный альянс. Вот уже два года мы играем вместе.
Только на сцене Александринского Театра Вы сыграли более 90 ролей. Есть ли роли, вспоминая которые сегодня Вы испытываете чувство ностальгии?
Я был потрясен личностью Антуана де Сент- Экзюпери. Когда я познакомился с его творчеством, прочитал о нём, я был потрясен этим человеком. Вы знаете, в Японии как-то провели опрос и выяснили, что японцы считают лучшей книгой за всю историю человечества сказку «Маленький Принц» Сент-Экзюпери. Этот маленький факт многое говорит о личности Антуана де Сент-Экзюпери. И когда появилась пьеса Л.Малюгина «Жизнь Сент-Экзюпери» я мечтал сыграть самого великого Сент-Экзюпери. И когда в 1966 году спектакль по этой пьесе стали ставить на сцене Александринского театра, мне поначалу отвели другую роль - Мермоза, а самого Сент-Экзюпери играл Игорь Горбачёв, но спустя год я сыграл таки Антуана де Сент-Экзюпери. Если бы мне было тридцать, я хотел бы вернуться к этой роли. Потому что об этом человеке можно рассказывать бесконечно… Я с радостью вспоминаю трагедию «Уриэль Акоста», поставленную Михаилом Гольдбалтом, где ещё на сцене Крымского театра я играл Акосту. Из постановок Александринского Театра – это, конечно, Наполеон в спектакле «Фельдмаршал Кутузов», Фабиано Фабиани в пьесе «Мария Тюдор» Виктора Гюго.
- Помимо театра Вы много работаете на радио…
- Я очень ценю радио. К работе в кино и на телевидении я отношусь как к легкому жанру. А вот работа на радио, когда зритель не видит актёра, нет мимики, жестов, а есть только микрофон и твой голос- это, по моему, высший пилотаж актёра. Конечно, сейчас многие относятся проще, раньше актёры репетировали, а сейчас читают с листа… Но ведь кто опытен, тот может и с листа быстро сыграть, а кто не опытен… просто говорит текст в микрофон. Когда я работал с великим режиссерам Владимиром Серафимовичем Ярмагаевым я приходил на радио на репетиции, как в театр, каждый день. Помню, мы записывали Пушкинского «Кавказского пленника», мы по строчке разбирали текст- смысл, мелодику пушкинского стиха, и только потом записывали. Потом я работал и с другими режиссерами - это Вадимом Пучкин, Александр Георгиев, Зоя Давыдова. Все они выдающиеся мастера своего дела. Но благодаря Владимиру Серафимовичу Ярмагаеву я научился быть радийным артистом. Так что для меня радио очень дорого.
- А телевидение?
- Когда-то я много снимался, у многих режиссёров, были запоминающиеся телевизионные спектакли - "Рафферти", "Маленькие трагедии", "Физики". Сейчас телевизионные спектакли не пользуются таким спросом у телевизионных руководителей. Хотя и спектакли из современного репертуара Александринки показывают по телевидению. «Хозяйку гостиницы»- спектакль нашего Театра часто показывает канал «Культура». Сейчас многие петербургские актёры связаны с сериалами. У меня бывают интересные встречи на съемочных площадках. Например, режиссер Игорь Москвитин, с которым я встретился в «Чёрном вороне», снимали фильм под рабочим названием «Шахматист», режиссером работал очень интересный человек- Аркадий Кордон. Мне было очень интересно сниматься у него… Но сейчас на телевидении существуют какие-то непонятные правила - он не уложился во времени, и ему пришлось оставить эту работу. Съемки продолжил другой режиссер, и фильм переименовали. По-моему он будет называться «Особая миссия». Недавно я закончил работу над фильмом «PQ-17». Фильм снимал молодой режиссер Александр Кот. Так что я постоянно работаю на телевидении, и главное с интересом, ведь эта работа позволяет мне знакомится с интересными людьми…
- В этом году у Вас юбилей, не так ли? Расскажите когда и как Вы планируете отмечать его?
- Да, 10 сентября Вашему покорному слуге исполнится 70 лет. Меня приглашает Дом Актёра и, наверное, я воспользуюсь его приглашением, чтобы отметить юбилей в кругу друзей. Как будет отмечать мой юбилей Театр, я пока не знаю. Но надеюсь, что без внимания эта дата не останется…
- На стене Вашей гримерной в Александринском Театре висит два лауреатских диплома. Судя по всему именно эти две награды Вам особенно дороги.
- Да это очень приятные награды - один диплом «За саму смешную роль» фестиваля «Русская комедия». Такой Фестиваль существует в России, это был второй Фестиваль в 1999 году, он проходил в Ростове. Двенадцать российских театров принимало участие, и вот я был награжден за роль, которую я тоже очень люблю, в пьесе Осторвского «Свои люди, сочтемся», где я играю Рисположинского. Это такое ничтожнейшее существо, очень гадкий и смешной человек. И за эту роль мне присудили награду «За самую смешную роль», наградили дипломом и Призом «Деда Щукаря»- очень красивая и оригинальной картиной. Второй диплом – «Старейшие театры России», такой есть тоже Фестиваль. Там я получил диплом «Верность традиции русской актёрской школы». Я считаю, что это высочайшая оценка и горжусь этим дипломом. Но самую лучшая награду в своей жизни я получил в этом году, мне вручили её в нашем городе - Петербурге весной. Мне вручили международную медаль, название которой в переводе на русский звучит «Поднимая мир сердцем единства». Её учредитель –неправительственной организация при ООН «Центр Шри Чинмоя». Среди лауреатов этой награды президенты и премьер-министры, политики, спортсмены, актеры, и конечно меценаты, ведь сама эта организация очень много помогает больным детям. И вот в мае в СКК при десятке тысяч зрителей сам Шри Чинмой вручал награду нескольким петербуржцам и в том числе мне. Очень красивое вручение запомнилось мне тем, что каждый лауреат выходил на огромный подиум и этот выдающийся человек силой своих рук поднимал подиум с лауреатом над ареной. Как и кто определяет обладателей этой награды для меня загадка. Я знаю, что с 1988 года ее получили более 4 тысяч человек в разных странах мира. Эта красивая медаль очень дорога мне, потому что награда объединяющая людей всего мира, создающих что-то доброе и вечное. Если бы мне предложили выбирать между правительственной наградой и вот этой, я выбрал бы эту награду.
Кирилл ЛЁВКИН,
газета «Телевидение. Радио» № 29 (2514) 2004 год



Другие материалы по теме
Категория: Интервью с актёрами | Добавил: webmaster (13.07.2007)
Просмотров: 1222 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Kirill Lyovkin © 2020